13.12.2013 Динамические и буксировочные стропы. Разбираемся, что к чему.
Если вы собираетесь в поездку по зимнему (и не только) бездорожью, есть шанс «засадить» машину. Поэтому, следует заблаговременно приобрести средства эвакуации из грязевой или снежной ловушки. Зачастую самый быстрый и простой способ – это дернуть застрявшую машину. К сожалению, многие автолюбители используют для этого обычные веревки или буксировочные стропы. Этого делать нельзя. Специально для вытягивания внедорожника из плена используется так называемая динамическая или рывковая стропа. В этом материале мы не будет рассуждать, какой производитель, или какая модель стропы лучше. Давайте для начала разберемся, что такое рывковая стропа и как ее правильно использовать.
Рывковая стропа – это эластичная лента с усиленными петлями на концах, внешне она может быть похожа на буксировочную стропу.
Отличие динамической стропы в том, что она имеет способность плавно растягиваться под нагрузкой, а после возвращаться в первоначальный вид под воздействием накопленной при растяжении энергии.
Благодаря этому снижается нагрузка на узлы машины, тяговое усилие повышается плавно, а способность стропы сжиматься – увеличивает эффективность рывка, поддерживая тягу, когда тягач уже остановился или же застрявшая машина начала движение.
Главной задачей динамической стропы является выдергивание застрявшей машины. Однако, в крайнем случае, ее можно использовать и для буксирования автомобиля, а когда нет ничего подходящего под рукой, в качестве корозащитки или удлинителя троса лебедки.
Ограничения в использовании рывковой стропы заключается в требованиях к ее структурной целостности. Ведь трение провисшей динамики об асфальт при буксировании или о кору дерева при использовании лебедки, может повредить ее волокна. Следствием поврежденных волокон станет разрыв стропы при рывке, а это не только необходимость покупать новую стропу, но и серьезная опасность для людей и машин.
Кроме того, при использовании динамики в качестве корозащитной петли или удлинителя придется мириться с ее растяжением под нагрузкой, ведь лебедке необходимо выбирать это растяжение при каждом провисании троса.
Отличаются динамические, как и буксировочне, стропы по максимальной допустимой нагрузке. Единой формулы расчета подбора стропы нет. Потому как, необходимо учитывать вес автомобиля, его нагрузку, и условия, в которых он может застрять.
Тем не менее, рекомендации по выбору оптимально допустимой нагрузки более чем просты и позволят выбрать динамику с достаточным запасом прочности для большинства задач.
• Для автомобиля весом около 2 тонн – динамическая стропа с нагрузкой до 8 тонн.
• Для автомобиля весом около 3 тонн – динамическая стропа с нагрузкой от 9 до 11 тонн.
• Для автомобиля весом более 3 тонн – динамическая стропа с нагрузкой от 11 тонн и больше.
При выборе динамической стропы стоит быть внимательным, поскольку на рынке представлено множество неизвестных производителей, с товаром по очень низкой цене. Качество у таких строп аналогично их ценнику.
Дело в том, что условия и характер использования динамической стропы требуют высочайшего качества изготовления и применяемых материалов, а от надежности снаряжения, зависит на прямую ваша безопасность.
Качественные и надежные стропы на нашем рынке выпускают компании: ProComp, ComeUp, Ironman.
Необходимо учитывать, что буксировочная стропа не имеет свойственной динамики эластичности и стоит на порядок дешевле. Довольно часто, стропы низкого качества, позиционируются производителями из поднебесной как динамические, хотя они имеют малую эластичность, а то и вовсе неэластичны.
Практика использования динамической стропы
Для начала, необходимо усвоить, что возможности динамической стропы широки, но не безграничны.
Перед тем как дергать застрявший автомобиль, следует тщательно осмотреть его со всех сторон и убедиться, что его выдергиванию ничто не помешает. Под днищем, мостами и колесами нет бревен, толстых веток и другого мусора.
Если таковые преграды имеются, их необходимо убрать, а если вызволению автомобиля мешает земляная кочка под колесами, мостами или бампером, нужно немного поработать лопатой.
Тягачу необходимо свободное пространство, чтобы передвигаться в сторону рывка, при этом обеспечивая запас стропы в 2-3 метра для разгона.
Если все условия соблюдены, можно приступать к закреплению динамики на буксировочных проушинах с машины с помощью шаклов. Шакл следует расположить закругленной частью от автомобиля, что избежать попаданию волокон стропы в места соприкосновения скобы с пальцем шакла.
Полезный совет. Затянутый палец шакла нужно ослабить на ¼ оборота, это позволит спасти резьбу от закусывания, а вас от выкручивания скобы.
Если стропа короткая, а ближе подъехать не представляется возможным, можно соединить две стропы используя все те же шаклы.
Первой рывок следует делать с небольшим усилием. Не нужно максимально разгоняться и дергать со всей силы. Нужно понять, двигается ли засевшая машина и хватает ли сцепления тягача с грунтом для рывка.
Последующие рывки делаются с увеличенной тягой, не забывая смотреть, двигается ли застрявший внедорожник или нет.
Если тяги или разгона для того, чтобы сдвинуть автомобиль с места не хватает, не нужно бесконтрольно увеличивать разгон и силу рывка. Порвать можно любую стропу и любую проушины, а без них вытащить застрявший автомобиль будет очень сложно.
Выдернуть автомобиль не получается с нескольких рывков – нужно менять тактику и доставать вспомогательные средства: сенд-траки, лопаты. Далее обкапываем застрявшую машину, подкладываем под колеса траки или ветки и пробуем дернуть снова. Так до победного конца.
Буксировать машину, используя динамическую стропу можно, но крайне не желательно. Из-за эластичности она постоянно будет растягиваться, а провисание станет причиной трения об асфальт и серьезного повреждения стропы.
Основным правилом в использовании динамики в качестве корозащитной стропы и удлинителя троса, является обеспечение сохранности самой стропы и ее волокон.
Практика использования буксировочной стропы
При использовании буксировочной стропы нужно избегать сильных и резких рывков, которые оказывают негативное влияние на узлы автомобиля и легко могут привести к разрыву стропы.
Помните, что буксировочная стропа не предназначена для резких нагрузок.
Буксировочную стропу можно эффективно использовать в качестве удлинителя для динамики, как корозащитную шлею или удлинитель троса лебедки. Конечно, при условии ее достаточной допустимой нагрузки и целостности. При разрыве буксировочной стропы, которая используется как удлинитель для динамики, появляется такая же опасность, как и при разрыве динамической стропы.
Безопасность при использовании
При использовании любых строп и тросов нужно следовать некоторым правилам безопасности. В момент рывка всем людям находиться в безопасной зоне. При разрыве, динамическая стропа сжимается и «летит» в произвольном направлении. Необходимо следить за состоянием буксировочных проушин, строп и шаклов. Любые повреждения могут сказаться не только на выполнении поставленных задач, но и на безопасности людей.
После использования, стропы необходимо тщательно промыть и высушить. Стропы изготавливают из полимеров, однако лишняя влага и грязь им не идут на пользу.
Хранить стропы лучше всего в защищенном от прямых солнечных лучей, хорошо проветриваемом месте. В автомобиле стропы лучше всего закрепить с помощью специальных креплений или возить в прочной сумке.
http://btr.ua/stati/