01.04.2014 Засилье сервисных функций в современных автомобилях
В автомобилях за десяток лет изменилось многое. Технологии наступают: многоклапанные головки, изощренный впрыск, пространственная рама из легких сплавов и т.д. Ну, а если посмотреть с пользовательской точки зрения, не вникая в конструктивные изыски моторов и технологий? Безусловно – улучшились сервисные функции. Удобство использования автомобиля растет быстро и уверенно. Прежде всего, это выражается в перекладывании обязанностей водителя на разнообразную электронику. Порой навязчиво и безапелляционно.
Вы рулите, а мы подумаем
Если посмотреть со стороны на развитие сервисных функций в автомобиле, то можно подумать, что водители год от года становятся все ленивее и глупее. По крайней мере, производители доверяют простому человеку все меньше и меньше. В самых современных моделях владельцу разрешают самостоятельно разве что руль поворачивать. Действительно, тормозит за него "брэйк эссист", на газ давит "круиз контроль", вместо коробки передач – бесступенчатый вариатор, а педаль сцепления вообще исчезает как класс. Коробка-автомат, конечно, удобная система. Но не зря ценители активного вождения (таковые еще существуют) упорно приобретают автомобили с "механикой".
Активно внедряемые системы поддержания дистанции, спутникового ориентирования и сохранения траектории наводят на мысль, что и руль у нас скоро отнимут. Чем же заняться в дороге скучающему водителю?
Как вариант – изучением многочисленных сервисных устройств, которыми нашпиговали его автомобиль заботливые производители.
"Незаменимые" сервисные функции
Потолочный люк: простая, казалось бы вещь. Однако теперь всякий уважающий себя люк непременно должен быть электрическим! И это не две кнопки "открыл-закрыл". Это целая россыпь функций: открыться под углом вперед, открыться под углом назад, открыться полностью, закрыться, закрыться и заблокироваться. Все это снабжено, по словам производителей, "интуитивно понятным управлением", что в переводе на человеческий язык означает "черт ногу сломит". Тем более что эта самая интуитивная "понятность" у каждого производителя своя: то 5 мелких кнопочек с неясными пиктограммами, то хитрый многосторонний джойстик, внедряется голосовое управление, а то и климат-контроль его сам закроет, не интересуясь мнением пассажиров (неумолимо следует настройкам).
Вообще всяких устройств типа "контроль" в машине становится все больше, и действуют они все самостоятельнее. Например "трэкшн-контроль" ни за что не даст вам отправить машину в занос: одно колесо подтормозит, другое подкрутит, движок притишит. Пока что вы можете отключить его, но вполне возможно, скоро он будет автономным: чтобы человечки не препятствовали безопасности движения.
Особенность встроенного сервиса в том, что привычные и обыденные устройства в автомобиле превращаются в "инновационные" системы. То есть, становятся сложными, пересыщенными функционалом. Например, зеркало заднего вида, что может быть проще?
Ан нет: встроенные часы, антирадар внутри, индикатор системы парктоник уже поставят в тупик неподготовленного пользователя. Теперь, сдавая задом на парковке, мы увидим в зеркале красные огоньки и услышим противный писк, причем чем ближе препятствие, тем звук пронзительнее. Особо продвинутые системы, не доверяя нашему здравомыслию, сами и на тормоз нажмут.
Или вот, рукоятка КПП (там, где она еще осталась). Казалось бы, "палка с ручкой", но не тут-то было: система полуавтоматического сцепления коварно выключит муфту, стоит положить руку на рычаг. Типа: "взялся - переключай!" Привычку держать ладонь на рычаге многим придется оставить.
Проблема – в ее отсутствии
Казалось бы, такое засилье сервисных устройств должно изрядно отвлекать водителя чрезмерным количеством кнопок. Однако проблема как раз в отсутствии проблем. Обидно, когда система считает себя умнее вас и все делает сама. К примеру, вызывающее ужас у русского водителя устройство, контролирующее наличие паров алкоголя в салоне. Конечно, все за трезвость за рулем. Ну, а если пассажир нетрезв? Он ведь тоже здесь дышит. Разлитая же в салоне бутылка с незамерзающей жидкостью для стеклоомывателя может водителя дня на три превратить в вынужденного пешехода. И никакой кнопки для отключения этой штуки не существует! Более того, только высококлассный электронщик сможет вычислить это приспособление и закоротить его ко всеобщей радости.
Это еще что! В некоторых европейских странах планируют оснащать дорожные знаки специальными передатчиками, а все автомобили – специальными приемниками.
Так что если на знаке написано "40", то как на газ не дави, машина быстрее не поедет.
Вообще, некоторые продвинутые разработчики решили, что кнопки – это вчерашний день, и от них пора полностью отказаться. Даешь голосовое управление! Представьте себе: произносите вы вслух "музыку погромче, а кондиционер похолоднее" - все исполняется. Командуем: "фары включить, дворники выключить, люк открыть". Красота! И тут вас какой-нибудь чудак подрежет... Как воспримет голосовая система управления малоцензурную тираду слов, которые непроизвольно произнесет почти каждый? Даже подумать страшно. Может все-таки по старинке, кнопками обойдемся?